Звездно-солнечный ориентатор

Звездно-солнечный ориентатор (ЗСО) представляет собой ав­томатическое устройство, предназначенное для определения в географической и ортодромической системах координат местона­хождения самолета и ортодромического курса при использовании двух небесных светил (звезд) ночью и только ортодромического курса днем при использовании Солнца.

Определение географических координат местонахождения само­лета осуществляется по методу высот двух небесных светил (звезд), а ортодромического курса — путем измерения курсового угла звез­ды (Солнца) и вычисления азимута на нее.

Измерив с помощью автоматических секстантов высоты выбран­ных небесных светил /її и /і2, а также введя в вычислитель склоне­ния светил 6| и 62, прямые восхождения 0, 0.2 и гринвичское звезд­ное время /Гр, ЗСО решает уравнения, вычисляя истинные геогра­фические координаты ф и X местонахождения самолета и азимута выбранных небесных светил А и Л2, которые в дальнейшем исполь­зуются для определения ортодромического курса.

Поскольку при решении системы уравнений могут получиться два значения ф и Я, то в вычислитель предварительно вводят прибли­женные значения фо и Яо, и тогда он будет вычислять действитель­ные значения ф и Я.

Для определения местонахождения самолета в ортодромической системе координат используется связь между географическими и ортодромическими координатами, которая может быть получена из сферического треугольника (рис. 206) PMZC.

Таким образом, при заданных координатах полюса ортодро­мии Z ранее вычисленных географических координат места са­молета ф и Я можно вычислить ортодромические координаты са­молета X и У и истинный путевой угол ортодромии р, который в дальнейшем используется для вычисления ортодромического курса самолета. Ортодромический курс самолета вычисляется по фор­муле

ОК = А — р — КУ.

Функциональная схема звездно-солнечного ориентатора приведе­на рис. 224. Он может работать в двух режимах: в режиме настрой­ки (предварительного наведения оптических систем автоматических секстантов на выбранные небесные светила) и в режиме слежения за выбранными небесными светилами (выработка координат ме­стонахождения самолета и ортодромического курса ОК).

Для предварительного наведения автоматических секстантов на выбранные светила в звездно-солнечный ориентатор вводят коорди­наты местонахождения ф и Я, координаты небесных светил 6|, 62, /мі и /м2, по которым вырабатываются высоты /і| и /і2 и азимуты Лі и Л2 небесных светил. По этим координатам отрабатываются следящие системы фотоголовок автоматических секстантов, осу­ществляя тем самым наведение оптических систем на заданные светила. Это необходимо ввиду небольшого угла поля зрения оп­тических систем секстантов (около 1,5°). Контроль за захватом фотоголовками заданных небесных светил осуществляется с по­мощью электронного индикатора (ЭИ), на экране которого при захвате небесного светила образуется всплеск.

После наведения и захвата фотоследящими головками выбран­ных небесных светил ЗСО переводят в режим слежения. В этом режиме ПО измеренным высотам йіизм и /і2изм и курсовым уг­лам КУщум и КУгизм выбранных небесных светил в счетно-решаю­щем устройстве вычисляются географические и ортодроми­ческие координаты местонахождения и ортодромический курс самолета.

Звездно-солнечный ориентатор

Рис. 224. Функциональная схема звездно-солнечного ориеитатора

Работу ЗСО обеспечивают курсовая система (КС), ЦГВ и на­вигационный автомат НА. При работе ЗСО в режиме слежения вычисленные значения X и У передаются в НА для его коррекции, вычисленный ОК — в основной гироагрегат КС также для его коррекции. Скорректированный ортодромический курс из КС по­дается в соединительный блок для выработки курсовых углов на выбранные светила, необходимые для стабилизации автоматичес­ких секстантов в азимуте.

Основные технические характеристики звездно-солнечного орнентатора

Нормально работает в районах с широтами, град………………….. от—88 до+88

Диапазон работы по долготе…………………………………………………….. неограничен

В ночных условиях работает при визировании двух звезд до второй звездной величины с разностью азимутов до 90±30°

при высотах звезд, град . . •…………………………………………………… от 10 до 70

Днем работает при высоте Солниа, град……………………………………. от 5 до 70

Погрешность в определении местонахождения, км…………………….. 25

курса, град…………………………………………………………………………… ±1

Нормально работает на высотах, м…………………………………………… до 20 000

Допустимая скорость полета, км ч…………………………………………….. до 2 000

Максимальная дальность полета по главной ортодромии, км. 20 000

Допустимая температура, °С………………………………………………………. в пределах+60

Допустимое максимальное боковое отклонение от главной орто­дромии, т. е. ортодромии основного маршрута, км…. ±4000

Для настройки и перенастройки необходимо знать:

координаты местонахождения самолета, км……………………….. с точностью

±100

курс, град………………………………………………………………………… ±1,5

Угол поля зрения оптических систем пеленгаторов, град[3] . . ±1,5

Потребляемая мощность:

по постоянному току (с обогревом), ет………………………….. 50

по переменному току 115 в. в а………………………………………….. 600

по переменному току 36 в, в а……. ■…………. 120

Вес комплекта (без кабелей) кг…………………………………………………… не более 140

Ф = 0°; ср = 0°; oj = 50°; В2 = 0°;

L = 90; X = 0 ; а, = О5; а2 = 50°; Srp = 0 .

По прошествии не более 8 мин на шкалах автоматических сек­стантов должны быть следующие показания:

ACj’-KYj = 0 ± 3 ; ftj = 40 ± 1э;

АС2:КУ2 = 90 ± 3 ; Л2 = 40 ± 1 .

В режиме слежения работоспособность комплекта ЗСО может быть проверена с помощью специальной проверочной установки ПУ-51 по инструкции, приложенной к ней.

Проверка дистанционной связи ЗСО с ЦГВ осуществляется путем наклона корпуса ЦГВ на углы —10°. При этом пеленгаторы секстантов ЗСО должны наклоняться на те же углы.

Система астрокоррекции КС от ЗСО проверяется следующим образом. Переключатель режима работы на пульте управления КС ставится в положение «АК», а переключатель «Осн.—Зап.» — в положение «Осн.». Галетный переключатель на пульте управле­ния ЗСО устанавливают в положение «ОКі» или «ОК2» и задают какое-либо значение ОК — показания указателей КС, УШиУГ’А — IV должны быть одинаковыми. Проверка повторяется при поло­жении переключателя «Осн.-Зап.» в положение «Зап.».

Для проверки работы системы стабилизации пеленгаторов в азимуте переключатель на пульте управления КС ставят в поло­жение «МК» и основной и запасной гироагрегаты с помощью кноп­ки быстрого согласования поочередно приводят к единому пока­занию указателей. Затем переключатель режима работы на пуль­те управления КС устанавливается в положение «ГПК», а пере­ключатель «Осн.-Зап.» — в положение «Осн.». Далее задатчиком курса КС изменяют курс по УШ на 15—18° и, поставив переклю­чатель «Осн.-Зап.» в положение «Зап.», следят за разворотом пе­ленгаторов, которые должны разворачиваться на тот же угол, а затем вернуться с меньшей скоростью к первоначальному поло­жению.